Вторник , 19 Ноябрь 2024

3 основным источником доходов государственного бюджета это – . . .

31. Налоги как основной источник доходов бюджета

31. Налоги как основной источник доходов бюджета.

Главной статьёй бюджетных доходов являются налоги. Налоги — обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, устанавливаемые органами законодательной власти с определением размеров, сроков уплаты, предназначенные для обеспечения деятельности органов власти.

Можно выделить следующие основные функции налогов: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

С помощью реализации фискальной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней.

С помощью налогов происходит перераспределение вновь созданного ВВП в пользу других регионов, физических лиц, отраслей экономики. Эту функцию налогов принято называть распределительной.

Стимулирующая, или регулирующая функция означает, что государство через финансовую политику влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платёжеспособного спроса. Через систему налоговых льгот и налоговых санкций происходит регулирование производственной и социальной активности.

С одной стороны, государственные органы используют налоговые методы с целью координации и контроля финансовой деятельности. С другой стороны контрольная функция выражается в соизмерении расходов государства и потенциала экономики при формировании доходов бюджетной системы.

Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Основными из них являются:

    • плательщик организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы;

    • объект налогообложения юридические факты (действия, события, состояния), с наступлением которых возникает обязанность по уплате налога;

    • налоговая база — сумма, с которой взимается налог, это часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога;

    • налоговая ставка та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога; может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях), либо в процентах;

    • налоговый период это календарный год или другой период времени относительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;

    • порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Уплата налога производится, как правило, разовой уплатой всей суммы налога в наличной или безналичной форме.

В соответствии со ст. 17 ч.I Налогового кодекса РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения.

В части I Налогового кодекса реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы:

    • единый подход в вопросах налогообложения, включая предоставление права на получение налоговых льгот, а также защиту законных интересов всех налогоплательщиков;

    • чёткое разграничение прав по установлению и взиманию налоговых платежей между различными уровнями власти;

    • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательно-нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

    • однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

    • определение конкретного перечня прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов с другой стороны.

Налоги в России, в соответствии с Налоговым кодексом, разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия: федеральные, региональные, местные. Подобная трёхуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеративное устройство. Налоги и сборы, взимаемые на территории России, представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Классификация налогов и сборов Российской Федерации (по Налоговому кодексу)

Федеральные

(ст. 13 НК)

Региональные

(ст. 14 НК)

Местные

(ст. 15 НК)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы;

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лиц

studfiles.net

1. Различаются ли понятия «Государственные доходы» и «доходы государственного бюджета»:

а) они идентичны;

б) в состав государственных доходов помимо доходов государственного бюджета включаются доходы государственных предприятий и ресурсы государственных внебюджетных фондов.

2. Основными методами мобилизации государственных доходов (в разных формах) являются:

а) налоги; б) трансферты;

в) займы; г) эмиссии.

3. Назовите главный источник формирования государственных доходов:

а) национальное богатство;

б) национальный доход.

4. Продолжите предложения, рассортировав виды доходов, приведенные в конце теста.

Доходы государственного бюджета классифицируются на соответствующие виды по следующим признакам:

  1. по социально-экономическим признакам:

  2. по территориальному признаку:

  3. по методам изъятия и аккумуляции:

  4. по условиям мобилизации и использования средств.

Варианты ответа:

а) доходы, поступающие от предприятий и организаций; от личных доходов населения; от негосударственных предприятий и организаций; от государственного хозяйства и использования имущества и угодий государства; от совместных и иностранных предприятий;

б) налоговые и неналоговые поступления; добровольные и обязательные;

в) возвратные и безвозвратные; возмездные и безвозмездные; общие и целевые; централизованные и децентрализованные;

г) местные доходы, доходы субъектов федерации, федеральные доходы.

Тема 14. Бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления и их влияние на

социально-экономические процессы (4 часа)

Занятие 25

  • Бюджетные отношения, их сущность и специфика.

  • Бюджетный фонд, его отличительные черты.

  • Влияние бюджета на социально-экономические процессы.

  • Бюджетная политика РФ.

Занятие 26

— Взаимоотношения бюджета Чувашской Республики с бюджетами местного самоуправления.

— Бюджет Чувашской Республики.

 

Литература: 3 — Ст. 6, 11—17, 143—147; 32; 33; 34; 51; 53; 56; 57; 59; 63 — С. 300—313, 432—440; 64 — С. 112, 113, 117, 118, 120, 121, 150, 151, 1006, 1007; 65— С. 145—147; 66— С. 111—120; 72 — С. 91—136; 73 — С. 234—242; 76 — С. 100—104;

Анисимов С.А, Максимов В.А. Бюджетная политика как источник экономического роста //Финансы. — М. — 2005. — № 1. — С. 16—18.

Кудрин А.Л. Федеральный бюджет — важнейший инструмент реализации государственной политики //Финансы. — М. — 2005. — № 1. — С. 3—7.

Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М.: Юрайт — М, 2004. — С. 149—158.

Энциклопедия рыночного хозяйства. Финансы рыночного хозяйства /Редкол. тома. — М.: «Издательский дом “Экономическая литература”», 2002. — С. 183—191, 228—235. 

Вопросы для текущего контроля

  • Раскройте сущность и специфику бюджетных отношений.

  • Покажите особенности бюджетного распределения.

  • Дайте определение бюджета и назовите его виды.

  • Перечислите важнейшие характеристики бюджета и раскройте их содержание.

  • Дайте определение бюджетного фонда, охарактеризуйте его черты.

  • Охарактеризуйте механизм проявления мобильности бюджетного фонда.

  • Дайте определение бюджетного механизма, раскройте его значение как инструмента регулирования социально-экономических процессов.

  • Почему госбюджет выступает в качестве основного финансового плана страны?

  • Охарактеризуйте основные направления бюджетной политики России в последнее десятилетие XX в. и современного пореформенного этапа.

Тесты

1. Продолжите предложение, выбрав из понятий в конце вопроса. Понятие «государственный бюджет» с точки зрения бюджета как — это:

  1. экономической категории — это:

  2. плана — это:

  3. фонда — это:

Варианты ответа:

а) план; бюджетные ресурсы находят отражение в сводном финансовом балансе страны как его часть, централизуемая органами власти;

б) государственный бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны;

в) совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, имеющего сложную организационную структуру.

Выберите правильные варианты ответов:

studfiles.net

Что является основным источником гос. доходов?

Государственные доходы и источники их формирования Доходы выражают экономические отношения, возникшие при формировании фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов власти. Основные материальные источники доходов государственного бюджета: I. Национальный доход. При недостатке его привлекаются национальные богатства. Основные методы мобилизации денежных средств: 1. налоги; 2. займы; 3. эмиссии денежной массы; 4. кредиты. Источники формирования денежных средств делятся на 3 группы : 1. внешние (займы) ; 2. внутренние (государственный кредит и налоги) ; 3. эмиссионные (бумажно-денежные и кредитные эмиссии) . II. Налоги. Все доходы государственного бюджета можно разделить на 3 группы: 1.налоговые, 2. неналоговые, 3. доходы целевых бюджетных фондов.

Налоги наверное

Налоги, таможенные пошлины и кое какое гос. производство…

В России основнми истониками являюся доходы от продажи нефти, газа и налоги.

touch.otvet.mail.ru

Государственный бюджет как основной источник доходов государства. — КиберПедия

Государственный бюджет представляет собой совокуп­ность денежных отношений, возникающих в процессе пере­распределения части ВВП (главным образом чистого дохода) по поводу формирования централизованного фонда финансовых ре­сурсов и его использования на общегосударственные расходы.

Государственный бюджет обеспечивает соблюдение общего­сударственных интересов, позволяет сосредоточить вложения на приоритетных объектах. Первостепенно влияние бюджета на поддержание темпов производства, поддержку тех отраслей, от которых в данный момент зависит развитие экономики.

Одна из главных задач, решаемых при посредстве бюдже­та, — концентрация финансовых ресурсов ради осуществления целевых комплексных программ.

Через бюджет обеспечивается формирование оптимальных пропорций, т.е. наиболее рациональное территориальное раз­мещение производительных сил.

Бюджет оказывает решающее воздействие на формирование и развитие социально-экономической инфраструктуры, кото­рая в свою очередь влияет на развитие производства и содей­ствует улучшению условий жизни людей. Затраты на здравоох­ранение дают эффект в виде сокращения потерь от временной нетрудоспособности, увеличения продолжительности периода трудовой активности населения. В улучшении медицинского обслуживания граждан, развитии народного образования и других отраслей непроизводственной сферы главное — их со­циальный аспект.

Бюджетные ассигнования участвуют в создании фонда пот­ребления через выделение финансовых ресурсов на повышение заработной платы, увеличение минимальных размеров заработ­ной платы для отдельных категорий населения.

Бюджет является регулятором структуры финансовых ре­сурсов предприятий, а также регулятором их использования.

8. Источники формирования финансовых ресурсов и направления их использования

Чистый доход в составе валового внутреннего продукта яв­ляется основным источником формирования финансовых ре­сурсов. В процессе распределения и перераспределения части ВВП создаются централизованные и децентрализованные фон­ды денежных средств.

Часть чистого дохода направляется на расширенное вос­производство сферы материального производства для создания децентрализованных финансовых ресурсов,которые находят­ся в распоряжении хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений, организаций), т.е. формируются на микроуровне и используются на затраты по расширению производства. За счет децентрализованных финансовых ресурсов финансируют­ся капитальные вложения, расширение оборотных средств, техническое перевооружение, мероприятия по охране природы и т.д. Осуществление этих затрат за счет децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обеспечить денежными сред­ствами процесс расширенного воспроизводства.



Одновременно децентрализованные финансовые ресурсы, образуемые за счет части чистого дохода, являются источником расширенного воспроизводства другого элемента валового внут­реннего продукта — стоимости рабочей силы. Создаваемые за счет децентрализованных финансовых ресурсов целевые де­нежные фонды направляются на обеспечение социального обус­тройства работников, дополнительное материальное стимули­рование и т.п.

Второй по величине источник формирования децентрализо­ванных финансовых ресурсов — амортизационные отчисления — образуется за счет стоимости основных производствен­ных фондов. Долговременный характер замещения изношен­ных основных фондов накладывает отпечаток на амортизаци­онные отчисления: в отличие от других элементов финансовых ресурсов они в большей мере выполняют функции восполнения и замещения, но поскольку замещение изношенных основных фондов происходит через длительный период, то оно осущест­вляется на принципиально новой технической основе. Назна­чение амортизационного фонда здесь не ограничивается ролью источника простого воспроизводства, поскольку простое за­мещение на прежней технико-технологической основе бессмыс­ленно. Амортизационные отчисления совместно с частью чис­того дохода становятся важным источником расширенного воспроизводства. Эти денежные средства направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модерни­зацию действующих основных фондов, приобретение более про­изводительного оборудования и современных технологий. Дол­говременный характер замещения основных фондов предопре­деляет разрыв между первоначальной стоимостью основных фондов, обеспечивающих воспроизводство, и их материаль­но-вещественным содержанием. Амортизационный фонд стано­вится самостоятельным целевым источником финансирования капитальных вложений на расширенной основе. Отметим, что в условиях инфляции меняется характер финансирования всего воспроизводственного процесса.



Источниками формирования децентрализованных финансо­вых ресурсов являются также экономия от снижения стоимос­ти строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйствен­ным способом; мобилизация внутренних ресурсов в строитель­стве; прирост устойчивых пассивов; выручка от реализации вы­бывшего и излишнего имущества и др.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов участвуют заемные и привлеченные средства (кредиты банка, кредиторская задолженность, средства, полученные от выпус­ка акций, операций с другими ценными бумагами, и др.).

Осуществление перечисленных затрат за счет использова­ния децентрализованных финансовых ресурсов позволяет обес­печивать денежными средствами процесс расширенного воспро­изводства на микроуровне. Такой порядок объективен, он не за­висит от форм собственности. Другое дело, что субъективизм может иметь место в пропорциях распределения между элемен­тами ВВП децентрализованных финансовых ресурсов, относя­щихся к компетенции властных структур. Последние способны ускорять или замедлять процессы развития производства.

В условиях рыночных отношений пропорции распределе­ния финансовых ресурсов должны определять сами хозяйству­ющие субъекты. В дореформенный период в нашем государстве порядок формирования децентрализованных денежных фондов финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов довольно жестко регламентировался государством (фонд материального поощрения, фонд развития производства, фонд социального развития и жилищного строительства и др.).

Другая часть чистого дохода в соответствии с сущно­стью финансов служит основным источником формирования централизованных финансовых ресурсов,которые являются основой финансового обеспечения общегосударственных пот­ребностей, отражающих макроэкономический уровень.

Если децентрализованные финансовые ресурсы представляют главную форму обеспечения расширенного воспроизводства непосредственно хозяйствующих субъектов, то централизован­ные финансовые ресурсы являются результатом перераспреде­ления главным образом чистого дохода через налоговые и нена­логовые платежи и отчисления. Именно рост чистого дохода в основной его форме выражения — прибыли — обусловливает высокие или низкие темпы роста финансовых ресурсов.

К источникам, за счет которых формируются централизо­ванные фонды финансовых ресурсов, относятся также отчисле­ния хозяйствующих субъектов органам государственного со­циального страхования, имущественного и личного страхова­ния, в целевые бюджетные фонды (дорожный фонд, фонд заня­тости и др.).

На пополнение централизованных финансовых ресурсов идет часть национального богатства, вовлекаемая в хозяйствен­ный оборот (от продажи золотого запаса страны, энергоносите­лей, за счет поступлений от внешнеэкономической деятельнос­ти и др.), а также средства, полученные от реализации государ­ственных ценных бумаг, облигаций, размещения займов и т.д. Незначительную часть централизованных финансовых ресур­сов составляют поступления от населения (налоги, сборы, дохо­ды от займов и лотерей и др.).

Централизованные финансовые ресурсы посредством пере­распределительных процессов (налогов, отчислений и т.д.) со­средоточиваются в государственном бюджете, целевых бюджет­ных фондах, Фонде социальной защиты населения. Некоторые из них формируются путем перераспределения стоимости необ­ходимого продукта в виде отчислений в доход государственного бюджета налогов с населения, отчислений по социальному страхованию и других денежных поступлений от населения.

Формирование и использование финансовых ресурсов тесно связано с размерами и динамикой доходов населения,а также с объемом и характером социальных задач, стоящих перед обществом. Воздействуя на уровень и структуру потребления населения через систему финансовых методов, государство ока­зывает регулирующее влияние и на уровень его доходов. Среди этих методов основными являются методы создания и исполь зования централизованных ресурсов государства, необходимых для воспроизводства трудовых ресурсов, обеспечения содержа­ния нетрудоспособных членов общества и оказания различных видов экономической помощи населению.

В условиях перехода к рыночным отношениям неуклонно возрастает роль резервных и страховых фондов в обеспечении бесперебойности и сбалансированности производства. При этом все большее значение приобретают финансовые резервы, среди которых важное место занимает страховой фонд.

Страхование— система экономических отношений, вклю­чающая образование за счет предприятий, организаций и насе­ления специального фонда средств и его использование для воз­мещения ущерба в имуществе от стихийных бедствий и других неблагоприятных (случайных) явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различ­ных событий в их жизни.

Классики экономической теории рассматривали создание фонда для страхования от несчастных случаев и стихийных бедствий как одно из первоочередных направлений распределе­ния валового внутреннего продукта.

cyberpedia.su

«Госбюджет. Доходы и расходы госбюджета.»

1) К расходам государственного бюджета относятся:

а) налог на добавленную стоимость;

б) таможенные пошлины;

в) взносы на социальное обеспечение;

г) прибыль государственных предприятий;

+д) проценты по государственным облигациям.

2) Дефицит государственного бюджета образуется в тех случаях, когда:

+а) сумма расходов правительства превышает сумму доходов бюджета;

б) расходы государства увеличиваются;

в) налоговые поступления уменьшаются;

г) обязательства государства превышают его активы;

д) все ответы верны.

3) К негативным последствиям внутреннего госдолга относится:

а) сокращение производственных возможностей национальной экономики;

б) снижение уровня жизни;

в) перераспределение национального богатства;

г) снижение темпов развития экономики;

+д) все ответы верны.

4) Укажите, что из перечисленного относится к расходам госбюджета (2 ответа):

+а)Расходы на оборону.

+б) Финансирование социальных программ.

в) Акцизные сборы.

г) Средства от выпуска государственных облигаций.

5) Государственный долг — это сумма предшествующих:

а) государственных расходов;

б) бюджетных дефицитов;

+в) бюджетных дефицитов за вычетом бюджетных профицитов;

г) бюджетных профицитов за вычетом бюджетных дефицитов;

д) расходов на оборону.

6) Выберите верное высказывание:

а)Если доходы бюджета равны расходам, то бюджет несбалансированный.

+б)Госбюджет отражает основные виды доходов и расходов правительства.

в)Профицит госбюджета означает, что сальдо госбюджета положительное или

равно нулю.

г)Дефицит госбюджета возникает в том случае, когда доходы правительства превышают расходы бюджета.

7)  Основным источником формирования государственного бюджета являются:

+а)  налоги;

б)  займы;

в)  государственная предпринимательская деятельность;

г)  эмиссия денег.

8) Под внутренним государственным долгом понимается:

а) сокращение инвестиций в промышленное производство;

+б) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики;

в) процесс размещения государственных облигаций среди иностранных субъектов;

г) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики и иностранных субъектов.

9) Под внешним государственным долгом понимается:

а) сокращение инвестиций в промышленное производство;

б) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики;

+в) процесс размещения государственных облигаций среди иностранных субъектов;

г) процесс размещения государственных облигаций среди субъектов национальной экономики и иностранных субъектов.

10) Государственный долг образуется при необходимости:

а) увеличения военных расходов;

б) уменьшения бюджетного дефицита;

в) компенсировать результаты стихийных бедствий;

+г) все ответы верны.

Лекция №5

Валовой Внутренний Продукт (ВВП).Цикличность экономического роста.

Валовой внутренний продукт (ВВП) — это стоимость конечной продукции, произведенной на тер­ритории данной страны за определенный период, неза­висимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способ­ности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим граж­данства этой страны).

Чистый национальный продукт (ЧНП)  это рыночная стоимость реально созданных страной то­варов и услуг за определенный период.

ЧНП = ВНП  А,

где А – это амортизация

Ущерб, наносимый обществу вследствие ЧС, стихийных бедствий, пожаров, катастроф должен компенсироваться за счет ЧНП. Поэтому в распоряжение государства поступают необходимые средства в форме косвенных налогов.

Национальный доход (НД) — это вновь создан­ная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми вла­дельцами экономических ресурсов (факторов производ­ства).

НД = ЧНП — КН, где КН – косвенные налоги

НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников +  прибыль корпораций.

ВВП

ЧНП

Экономический рост.

Экономический рост прежде всего предполагает увеличение объема производимого в стране ВВП, следует различать 2 показателя ВВП:

  1. номинальный ВВП (когда его объем измеряется в текущих ценах)

  2. реальный ВВП (когда его объем выражен в неизмененных ценах. В этом случае изменение цен не повлияет на показатели ВВП и он будет зависеть только от изменения реального выпуска продукции.

Численность населения в большинстве стран увеличивается, но если оно растет быстрее, чем ВВП , то в расчете в среднем на одного жителя объем конечных товаров и услуг будет снижаться. Это неизбежно приведет к снижению жизненного условия большинства людей, к сокращению затрат на образование, науку, охраны окружающей среды. Если этот процесс примет затяжной характер , то деградация экономики культуры, науки неминуема. Поэтому над экономическим ростом подразумевается увеличение выпуска ВВП в расчете на душу населения.

Повышение уровня ВВП может быть кратковременным . Например, в 1997 году в России затяжной спад уровня ВВП приостановился, и он повысился на 0,9%. Однако в 1998 году производство ВВП вновь сократилось. Кратковременное оживление 1997 г. не укладывается в понятие «экономический рост», так как под ним подразумевается долговременный процесс. С начала  XXI в. В России наблюдается устойчивый рост ВВП. По предварительным данным, его прирост в 2006 году оценивается в 6,8% по сравнению с предыдущим годом, а в 2005 году прирост ВВП составил 6,4%.

Итак,

Экономический рост- это долговременное увеличение объема реального ВВП как в абсолютных размерах, так и в расчете на душу населения.

Для того чтобы увеличивать выпуск продукции, предприниматели инвестируют капитал в расширение своих предприятий и строительство новых. В производство вовлекаются также новые природные ресурсы- осваиваются новые земли и источники полезных ископаемых. Рост выпуска продукции достигается и благодаря найму новых работников. Во всех этих случаях рост ВВП происходит за счет количественного увеличения применяемого на производстве труда, капитала и природных ресурсов, т.е. за счет экстенсивных факторов.

Вместе с тем рост ВВП происходит на основе использования достижений научно-технического прогресса: устаревшее оборудование заменяется современным, вводится новая технология, совершенствуется организация труда. Научно-технический прогресс основан на накоплении и расширении знаний, сопровождается развитием образования и повышением уровня квалификации людей, занятых на производстве.

Во всех этих случаях рост ВВП достигается за счет качественного улучшения применяемых факторов производства. В результате этих качественных сдвигов увеличивается выпуск продукции в расчете на каждого занятого т.е. растет производительность труда. Одновременно возрастает стоимость продукции и в расчете за единицу вложенного в экономику капитала, что означает рост капиталоотдачи. Научно-технический прогресс, развитие образования и повышение квалификации работников, улучшение организации производства и расширение его масштабов являются интенсивными факторами экономического роста.

Провести границу между экстенсивными и интенсивными факторами роста непросто, так как и те и другие неразрывно связаны друг с другом. Увеличение капитала всегда сопровождается введением в эксплуатацию более совершенного оборудования и применением новейшей технологии, а приток молодых специалистов означает рост квалификации рабочей силы.

Значение интенсивных факторов экономического роста заключается в том, что именно благодаря им обеспечивается опережающий рост ВВП по сравнению с ростом населения, что является ключом к повышению жизненного уровня людей.

Личный доход (ЛД) — это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).

ВВП = ВНП – продукция данной страны, произведенной заграницей.

Реальный ВВП = номинальный ВВП/ индекс цен

Индекс цен –это соотношение совокупности цены определенного набора товаров и услуг названных рыночной корзиной в текущем времени и совокупной ценой.

Индекс цен в тек. году = цена рын.корзины в тек году *100 %

Цена анал.рынка в базисном году

Цикличность экономического роста.

Законы рыночной экономики порождают известную нестабильность её развития. Среди многих форм проявления экономической нестабильности наиболее существенными являются:

  1. чередование периодов роста и периодов спада уровня ВВП, инвестиций и занятости, в силу чего рост экономики носит циклический характер;

  2. наличие безработицы, динамика которой зависит от циклических колебаний ВВП;

  3. инфляция, которая нередко обостряется и разрушающе действует на экономику.

Цикличность экономического роста предполагает , что в течение нескольких лет производство ВВП расширяется устойчивым темпом, предприниматели получают большие прибыли, идет накопление денежных капиталов, инвестируемых в перспективные проекты, растет спрос на труд и увеличиваются заработки наемных работников, безработица сокращается. Этот период развития экономики представляет собой фазу циклического подъема.

Обычно циклический подъем продолжается в течение нескольких лет. Известны случаи, когда его длительность не достигали 3-4 лет, но иногда он длился 8-9 лет. В какой-то момент подъем достигает своего высшего уровня- циклического пика.

Подъем сменяется фазой циклического спада, или рецессией. Теперь выпуск продукции и инвестиции падают, ряд фирм приносят убытки и терпят банкротство, увольнения становятся массовыми, растет безработица.

За всю историю стран с развитой рыночной системой самой тяжелой продолжительной была рецессия 1929- 1933 гг. В экономической литературе она известна как Великая депрессия. В США с 1929года по 1933 год ВВП сократился на 46,1%, а число безработных увеличилось с 1,6 млн человек до 12,8 млн и составило почти 25% всей рабочей силы. Анализ причин Великой депрессии привел выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946) к выводу о необходимости государственного регулирования экономики. После Второй мировой войны государственное регулирование экономики дало блестящие результаты: в США во время спада 1991 г. ВВП сократился лишь на 0,9%, в странах Западной Европы в 1993г.- на 0,4%.

Спад производства, инвестиций и занятости рано или поздно достигает своей низшей точки и сменяется оживлением, переходящим в очередной циклический подъем. Экономический рост проявляется в том, что каждый очередной подъем выводит экономику на новый, более высокий уровень своего развития.

Вопрос о том, почему экономике присуща цикличность развития, относится к числу дискуссионных.

studfiles.net

Источник формирования доходов государственного бюджета


⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 82Следующая ⇒

Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние. К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним источникам относится национальный доход, а в исключительных случаях — и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде платежей.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство получает необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации денежных доходов являются налоги, займы, эмиссии.

Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляют систему государственных доходов.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. Они являются инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных доходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссия, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике.

Налоговая система Российской Федерации

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны: граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и «ухудшению» положения других.

В современном государстве для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40 — 50 различных их видов (в России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности). Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход от имущества, его передача, потребление экспорт и импорт) налогообложения. Множественность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразные формы доходов, воздействовать на поведение участников экономических процессов.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

— финансирует некоторые расходы на простое и расширенное воспроизводство в народном хозяйстве;

— финансирует социальные программы — пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.;

— обеспечивает свою оборону и безопасность;

— содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления;

— предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов — служить источником средств для государственной казны (государственного бюджета и других денежных фондов государства).

Вторая функция налогов в рыночной экономике — служить средством поддержания и развития рыночной конкуренции. Основным принципом, на основании которого строится система налогообложения товаропроизводителей, является принцип его равной тяжести. Он реализуется, как правило, с помощью равных налоговых ставок. Все предприятия, независимо от форм собственности, становятся в одинаковые условия изъятия дохода или прибыли.

Третья функция налогов в рыночной экономике — облегчение жизни малообеспеченных слоев населения. С этой целью система налогообложения граждан строится, как правило, по прогрессивной шкале, в которой получатели больших доходов вносят налог по более высоким ставкам, а получатели меньших доходов — по более низким. Нередко устанавливаются необлагаемый налогом минимум доходов, льготы на детей и других иждивенцев.

Государство в странах с рыночной экономикой облегчает налогами две группы субъектов, получающих доходы: предприятия (юридических лиц) и граждан (физических лиц). Главные объекты налогообложения: прибыль (доход) предприятий, добавленная в процессе производства стоимость, оборот товаров и услуг, доходы граждан, имущество. Крупными обязательными платежами предприятий являются отчисления, предназначенные на выплату пенсий и пособий по линии социального страхования. Удельный вес других видов налогов в общей сумме поступлений государству незначителен.

Налоговое регулирование

Налог является инструментом государственного регулирования экономики.

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. В ходе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот. В этом случае система налогового регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

— изменение массы налоговых поступлений,

— замена одних способов или форм обложения другими,

— дифференциация ставок налогов,

— изменение налоговых льгот и скидок,

— изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование активно влияет на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

Таможенное обложение

Таможенные налоги — это доходы, которыми облагаются импортируемые и экспортируемые товары.

По происхождению различают три вида таможенных пошлин:

1) ввозимые пошлины (самые распространенные), их устанавливают в искальных целях или для ограждения собственного рынка;

2) вывозные пошлины, которые ограничивают вывоз из своей страны;

3) транзитные пошлины, которые взимаются за провоз товаров через страну.

Таможенные налоги на разные товары устанавливаются по отдельным ставкам. Система таможенных ставок называется таможенным тарифом. По характеру взимания ставки делятся на специфические, адвалорные и смешанные.

При специфическом тарифе пошлина взимается в твердой фиксированной сумме с натуральной единицы продукции (c веса, объема, штуки и т.д.).

При адвалорном тарифе пошлина взимается в виде процента к цене груза.

Смешанный тариф устанавливается частично в твердой сумме, частично в процентах и применяется очень редко.

По целям таможенные налоги делятся на следующие виды:

1. Фискальные таможенные пошлины. Цель их — обеспечение поступлений доходов в бюджет государства (в настоящее время чисто фискальных пошлин нет).

2. Протекционные пошлины — вводятся для ограничения проникновения в страну аналогичных товаров.

3. Сверхпротекционизм — это система мероприятий государства, рассчитанная на установление препятствий для ввоза на внутренний рынок товаров из-за границы. Цель этой политики — создание на внутреннем рынке искусственного голода на тот или иной товар, что способствует повышению прибыли на внутреннем рынке. Они ограждают обычно те товары, которые составляют предмет экспорта.

4. С целью противодействия политики сверхпротекционизма государства, против которых направлена эта политика, вводят антидемпинговые пошлины, т.е. ввозимый товар теряет преимущество перед аналогичным товаром данной страны.

5. Уравнительные пошлины взимаются с импортируемых товаров с целью выравнивания цен импортируемых товаров с ценами товаров отечественного производства. Они применяются для поддержания определенного уровня цен на отечественные товары.

6. Преференциальные пошлины (предпочтительные) — это льготные пошлины, вводимые в пониженных размерах для одной или нескольких стран.

7. Дискриминационные пошлины вводятся для ограничения ввоза с одной или группы стран. Обычно 6 и 7-й виды вводятся не на отдельные товары, а на весь импорт-экспорт. Поэтому такая система носит скорее политический, а не экономический характер.

Государственные расходы

Государственные расходы — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Они состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений: И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства.

Основные задачи в области государственных расходов:

— сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

— снизить расходы на содержание государственного аппарата;

— продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

— повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем и перспективных научно-исследовательских работах;

— снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

— усилить контроль за использованием бюджетных средств;

— обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *